Формирование патриотических чувств у воспитанников старшей группы
Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач учреждения дошкольного образования.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Поэтому именно с дошкольного возраста следует воспитывать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрыть им истинные ценности семьи, нации, Родины.
Патриотическое воспитание в детском саду - это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.
Самый существенный результат патриотического воспитания в детском саду - это положительный сознательный настрой детей, их общественно-нравственная направленность, живой интерес к общественным явлениям и событиям, происходящим в городе, стране, чувство радости, гордости за наши достижения.
Работа по патриотическому воспитанию включает в себя целый комплекс задач:
1. формирование у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду;
2. формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
3. формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России;
4. воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики;
5. воспитание уважения к труду, развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
6. воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изобразительная деятельность, художественное слово.
Успех патриотического воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома. Поэтому необходимо объединить усилия детского сада и семьи. Такая целенаправленность, педагогическая работа способствует воспитанию у детей трудолюбия, гуманизма, патриотизма, формирует активную жизненную позицию.
Становление человека как гражданина должно начинаться с истории его малой Родины - родного города. Поэтому в работе по патриотическому воспитанию в нашем ДОУ особое место отведено знакомству с родным городом- Асбестом.
Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что наш город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
1. люди трудятся для всех (учителя учат детей, врачи лечат больных, рыбаки ловят рыбу, строители строят дома, горняки добывают руду);
2. везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших её от врагов;
3. повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
4. люди берегут и охраняют природу;
5. есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.
Знакомству с Родиной помогают следующие методы и приёмы: беседы о пользе труда человека для блага Родины, о хороших людях, о природе; чтение художественных произведений на патриотические темы, слушание песен, классических произведений, стихотворений для заучивания, просмотр видеофильмов, тематических презентаций, личный пример воспитателей и родителей.
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.