Наглядная математика
Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. Она является одним из наиболее сложных предметов в школе.
К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени. Основы математических знаний, необходимых ребенку в школе закладываются в дошкольном возрасте.
Практика обучения дошкольников показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Современная программа по математике направлена на развитие и формирование математических представлений и способностей, логического мышления, умственной активности, смекалки, то есть умения делать простейшие суждений.
На занятиях по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) мы используем различные методы (словесный, наглядный, игровой) и приемы (рассказ, беседа, описание, вопросы детям, ответы детей, показ реальных предметов, дидактические игры и упражнения, подвижные игры).
Практическим методам – упражнениям, игровым задачам, дидактическим играм, дидактическим упражнениям – отводится большое место. Ребёнок должен не только слушать, воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи.
Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его математике значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей основам математики является наглядность.
Вот и мы на занятии по ФЭМП – тема «Сравнение предметов по высоте», Учились сравнивать предметы по высоте, устанавливать равенство между двумя группами предметов, различать количественный и порядковый счет. Для этого детям нужно было слепить по три шарика, отщипнуть маленький кусочек пластилина и слепить маленький шарик; затем дети лепили шарики побольше, а потом еще больше.
Далее детям были предложены следующие задания и вопросы:
— Положите шарики в ряд — от самого большого до самого маленького.
— Посчитайте, сколько шариков вы сделали.
Дети, дотрагивались до шаров, считали их по порядку: первый, второй, третий.
— Покажите самый большой шар. Который он по счету?
— Где шарик поменьше? Который он по счету?
— Где самый маленький шар. Который он по счету?
— Третий шар какой величины?
— Первый какой величины?
Также ребята раскладывали шары от самого маленького до самого большого (и наоборот) и считали их по порядку.
Дети работали парами, выясняли, у кого в паре шаров больше или меньше.
И придвинув одну группу предметов к другой и расставив их парами, дети убеждались, что их поровну, по три.
Вот так у нас прошло одно из занятий по математике, ребятам очень понравилось изготавливать для себя наглядный материал.
Таким образом, наглядное пособие – одно из средств умственного развития, позволяющее воспринимать информацию не только на слух, но и зрительно.
Использование разнообразных методов и приёмов активизации умственной активности детей, включение игровых упражнений; организация работы с дидактическим материалом; выполнение нетрадиционных заданий - все это помогает нам решать задачи по развитию познавательных интересов к ФЭМП детей дошкольного возраста.