Наследие Ушинского К.Д. в современном дошкольном образовании
К. Д. Ушинского по праву можно считать основоположником русской дошкольной педагогики. Его мысль о народности воспитания является главнейшей в педагогической теории. Идеи Ушинского в настоящее время нашли отражение в контексте федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Константин Дмитриевич дал ценнейшие советы и обосновал важнейшие дидактические принципы воспитывающего обучения. Эти советы не утратили своего значения и в наше время. Принципы обучения педагоги используют в организации и проведении образовательного процесса...
Сегодня ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей, что обеспечивает дошкольнику целостное восприятие окружающего мира. Этот принцип созвучен с идеями великого педагога. И сегодня мы строим образовательную деятельность с детьми так, чтобы в ней сочетались несколько образовательных областей («Физическое развитие» - двигательная деятельность; «Социально - коммуникативное развитие» - игровая деятельность; «Познавательное развитие» - познавательно-исследовательская деятельность; «Речевое развитие» - коммуникативная деятельность; «Художественно-эстетическое развитие» - продуктивная деятельность).
В развитии речи детей дошкольного возраста Константин Дмитриевич придавал большое значение рассказыванию по картинкам, произведениям народного творчества: пословицам, прибауткам и загадкам. Русские пословицы он считал простыми по форме и выражению и глубокими по содержанию произведениями, отразившими взгляды и представления народа - народную мудрость. Загадки доставляют, по его мнению, уму ребенка полезное упражнение, дают повод к интересной живой беседе. Поговорки, прибаутки и скороговорки помогают развить у детей чутье к звуковым краскам родного языка. Педагоги и воспитатели дошкольных учреждений хорошо знают К.Д. Ушинского как автора двух популярнейших книг. В 1861 г. вышел «Детский мир», а в 1864 г. - «Родное слово». Они выдержали десятки изданий, по ним учились вплоть до 20-х годов XX века.
В настоящее время мы используем сказки, поговорки, пословицы, загадки, прибаутки, как одну из современных технологий, направленных на развитие речи. Читаем русские народные сказки в обработке Ушинского, например, такие как «Репка», «Мужик и медведь» и т. д., сказки собственного сочинения К. Д. Ушинского. С помощью сказки ребёнок познаёт окружающий мир, учится различать добро и зло. Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм в ребёнке, уверенность в преодолении любых трудностей. Сказ с последующим пересказом способствует развитию мышления и обогащению языка ребёнка. Загадки развивают любознательность, сообразительность, наблюдательность, логику. Пословицы развивают память, умение образно описать предмет. Прибаутки – фольклорный, юмористический жанр развивают ребёнка, доставляют ему радость, дарят массу положительных эмоций, с их помощью устанавливается тесный контакт между взрослым и ребёнком.
По мнению К.Д.Ушинского самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно приобретенных знаний о тех предметах и явлениях, которые окружают ребенка. Поэтому, необходимым условием самостоятельного понимания ребёнком той или другой мысли является наглядность. Он советовал воспитателям путем простых упражнений развивать у детей способность наблюдать за разными предметами и явлениями, обогащать детей возможноболее полными, верными, яркими образами, которые потом становятся элементами их мыслительного процесса.
К.Д. Ушинский считал основным свойством детей дошкольного возраста жажду деятельности и стремление к познанию окружающего мира и рекомендовал воспитателям и родителям поощрять детей в их порывах к самостоятельной деятельности, продуманно и умело руководить ими, не допуская ни чрезмерного напряжения сил детей, ни чрезмерного облегчения, так как эти крайности могут содействовать появлению у них лени, пассивности.
И сегодня элементарная экспериментальная детская деятельность - одно из требований стандарта. Пример: на прогулке с детьми мы рассматриваем осенние листья. Обращаем внимание, как они качаются на ветках. Показываем детям наклоны вправо-влево. При этом говорим: «Я качаюсь как листочек на ветру». Можно собрать листья и принести их в группу. Предложить поиграть с листьями. Попросить детей изобразить, как дует осенний, холодный ветер. Или прочитать рифмовку: Вот и осень, листопад, листья жёлтые летят, листья жёлтые летят прямо под ноги ребят. Подбросить листья вверх, изобразив листопад. Часто дети обращают внимание на прогулке, что листья не тонут в луже. В группе провести игру - эксперимент «Тонет – не тонет» (с листьями, и камешками). Сделав вывод: лёгкие предметы не тонут, тяжёлые тонут.
Учёный разработал ценные указания по улучшению воспитательной работы детских садов, вошедшие в фонд русской дошкольной педагогики второй половины XIX в. Например, во время пребывания детей в детском саду не надо переутомлять их "сидячими занятиями" и формально систематизированными дидактическими играми, надо давать им больше свободного времени для самостоятельной деятельности; следует предоставлять ребенку в детском саду возможность временно уединиться, чтобы он мог проявить свою самостоятельность в том или ином виде деятельности.
ФГОС требуют, чтобы педагоги правильно организовывали предметно - развивающую среду, которая позволяла бы каждому малышу найти занятие по душе, проверить свои силы способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками. Также ФГОС предусматривает, чтобы в группе был создан уголок «уединения», где ребёнок мог бы посидеть с любимой игрушкой, подумать, помечтать.
Эстетическое воспитание К.Д.Ушинский ставил в прямую связь с нравственным воспитанием детей дошкольного возраста. Детскими чувствами надо руководить, не насилуя их, указывал он, надо заботиться о создании окружающей обстановки, удовлетворяющей эстетическим и педагогическим требованиям. «Украшайте, - говорил Ушинский, - комнату дитяти красивыми вещами, но только красота которых доступна ребенку».
Игра. Живость детского воображения и вера детей в реальность собственных представлений и созданных образов является психологической основой детской игры. "В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов... В игре дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями". К.Д. Ушинский отмечал, что в психической жизни ребенка дошкольного возраста большую роль играет воображение. Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка, для того чтобы развивать его необходима особая театральная деятельность. и игра. Учёный отмечал, что большое значение в формировании поведения детей имеют социальные, ролевые игры и их направленность.
«В играх общественных, в которых принимают участие многие дети, завязываются первые ассоциации общественных отношений». «Игра есть свободная деятельность дитяти... В ней формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце, его воля». В практике мы предлагаем детям материал для игры и наша задача заботиться о том, чтобы этот материал содействовал выполнению поставленных задач воспитания. ФГОС предъявляет требования к дошкольному образованию, выделяет игру как основное средство развития познавательных процессов ребёнка. Конечно, мы используем игру как основную форму и метод в работе с воспитанниками, нами составлена картотека разнообразных игр: народных, дидактических, пальчиковых, подвижных, экологических, театрализованных.
Прежде чем ребёнка заставить играть, его надо научить играть. А чтобы научить играть, надо создать предметно развивающую среду, которая будет соответствовать своим содержанием возрастным особенностям детей. Опять следуя ФГОС. Так, например, для детей 3 года жизни необходимо освобождённое, достаточно большое пространство. Они особенно активно играют на полу, и в поле их зрения должен находиться разнообразный и доступный мир игрушек.
Для детей четвёртого года жизни важны сюжетно ролевые игры с ярко выраженными функциональными особенностями атрибутов. Достаточно большой объём составляют предметы и атрибуты, обозначающие внешние знаковые роли: кухонная утварь, медицинское оборудование и т. д. И только потом педагог может наблюдать за детьми, как они проявляют себя в игре.
К.Д. Ушинский писал: «Время для детских игр отводиться сообразно возрасту: чем меньше ребенок, тем больше времени должен он проводить в игре. Соответственно, в дошкольном возрасте надо стремиться к тому, чтобы ребенок никогда не пресыщался в игре и мог легко прервать ее для работы. Дошкольники тоже должны трудиться».
В нашем понимании, труд – это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, а воспитывается с самого раннего детства. Труд развивает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость, доставлять счастье. В труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни. У детей развиваются самостоятельность, умение преодолевать трудности. Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание.
Различают четыре основных вида детского труда:
- самообслуживание
- хозяйственно – бытовой труд
- труд в природе
- ручной труд
Высоко оценивая достоинства общественного воспитания, К. Д. Ушинский все же наиболее естественной средой воспитания дошкольников считал семью и в связи с этим определил задачи семейного воспитания детей, а также права и обязанности родителей, обратив при этом особое внимание на роль матери.
Огромную роль в развитии и воспитании личности ребенка играют родители и воспитатели, пример их жизни и поведения. «Одна из первейших обязанностей всякого гражданина и отца семейства, - писал Ушинский, - приготовить из своих детей полезных для общества граждан; одно из священных прав человека, рождающегося в мире, - право на правильное и доброе воспитание».
Важнейшими условиями эффективного семейного воспитания являются доброжелательная атмосфера во взаимоотношениях всех членов семьи, единство требований родителей, постоянное участие детей в различных видах трудовой деятельности.
В настоящее время в законе РФ «Об образовании» особо подчеркивается, что главными воспитателями детей являются родители. Именно в семье должны закладываться такие моральные ценности, как трудолюбие, совестливость, культура жизни, труда и быта. Самые лучшие дети бывают у тех родителей, которые живут интересами своих детей, которые знают обо всех их достижениях и неудачах. В семейном кодексе прописаны права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей. Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Ушинский К.Д. предъявлял высокие требования к личности детской "садовницы"; он представлял ее "обладающей педагогическим талантом, доброй, кроткой, но в то же время с твердым характером, которая бы по страсти посвятила себя детям этого возраста и, пожалуй, изучила все, что нужно знать для того, чтобы занять их". Воспитательница, по его мнению, должна происходить из среды народа, обладать лучшими его нравственными качествами, всесторонними знаниями, любить свое дело и детей, служить для них примером, изучать законы психического развития детей, осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку. Данные требования тесно перекликаются с современными требованиями к педагогу дошкольного учреждения. Педагог сегодня, как и тогда, «должен много учиться понимать душу в ее явлениях и много думать о цели, предмете и средствах воспитательного искусства, прежде чем сделаться практиком».
Сегодняшнему педагогу, чтобы соответствовать современным требованиям, сохранять уровень компетентности необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием. Непрерывное образование должно стать необходимостью. Потребность в повышении уровня знаний, умений и навыков проникает во все сферы жизни – профессиональную, семейную, общественную, личную и, конечно, сферу педагогической деятельности.
Согласно календарю Константин Дмитриевич Ушинский - человек девятнадцатого века. Но благодаря общественно полезной деятельности он живет и в наше время.
Достовалова Ю.Г., воспитатель, ВКК
Терещенко Ю.С., старший воспитатель